Информационная поддержка финансовых институтов в рыночной экономике
Кредитно-денежные и финансовые институты в России до сих
пор переживают серьезные структурные изменения. Создается полноценная
финансовая система, складываются новые пропорции в динамике
государственного и частного секторов экономики.
Рассмотрим вопросы автоматизации и информационной поддержки,
связанные с кредитными учреждениями. Традиционными
задачами банков, как известно, являются привлечение средств на
расчетные (текущие) счета и в срочные вклады, предоставление аккумулированных
средств в ссуду на условиях платности, срочности,
возвратности, а также осуществление расчетов между организациями
и предприятиями.
В настоящее время круг банковских операций
расширился, все чаще стирается грань между различными кредитно-
финансовыми учреждениями. Появились новые требующие специфической
информационной поддержки, прежде всего в части работы
с клиентами, задачи.
Традиционные пассивные банковские операции состоят из расчетных
и депозитных, а также операций с ценными бумагами. Банки,
как правило, осуществляют расчетные операции с использованием
следующих инструментов: платежных поручений, чеков, векселей,
аккредитивов, банковских карточек, наличных, а также телефонных,
виртуальных и других систем доставки услуг. Они привлекают средства
юридических и физических лиц на срочные депозиты, текущие и
расчетные счета и в ценные бумаги с различными схемами начисления
процентов, в том числе в валюте.
Естественно, помимо пассивных операций осуществляется широкий
набор активных операций, как кредитных, включая ссудные операции,
операции с векселями, залоговые операции, так и инвестиционных
(портфельных и прямых), лизинговых, трастовых, консалтинговых
и др.
Отметим тенденции развития и повышения конкуренции в банковской
деятельности:
? интернационализация банковской деятельности, в том числе потенциальное
проникновение зарубежных банков на российский рынок;
? открытие новых рынков капиталов, трансформировавших традиционные
системы вкладов;
? диверсификация банковской деятельности;
? возрастание сегментации потребительских групп;
? конкуренция со стороны небанковских организаций в отдельных
специфических финансовых областях;
? возрастающее влияние технологии (прежде всего автоматизации
и систем коммуникаций) на банковскую индустрию, особенно в
розничной банковской деятельности;
? постепенный переход от бумажной обработки информации к
безбумажным технологиям
? возрастание конкуренции коммерческих банков по предоставлению
услуг частным лицам;
? развитие системных банковских продуктов и услуг.
Перечисленные тенденции оказывают и будут оказывать в ближайшее
время прямое влияние на развитие банковского сектора и
косвенное - на развитие информационных технологий.
Трудно переоценить роль информации в современном бизнесе,
особенно в банковской деятельности, так как современный подход к
структуризации фирмы базируется на трех китах: бизнесе, кадрах и
информационных технологиях.
Успешность реализации многих приоритетных
задач банковского сектора также определяется достижениями
информационных технологий. Среди них следует выделить:
? обеспечение доступности современных банковских услуг для
корпоративных клиентов и населения во всех регионах страны;
? развитие розничного бизнеса;
? реинжиниринг системы управления банковской деятельностью;
? обеспечение должного уровня транспарентности бизнеса.
Приоритетное значение имеют вопросы повышения уровня корпоративного
управления. Для этих целей значимыми являются внедрение
методов контроллинга и повышение информационной прозрачности
банков, в том числе:
? построение эффективных процедур контроля рисков банковской
деятельности;
? оптимизация издержек внутрибанковской деятельности;
? внедрение функционально-стоимостного анализа прибыльности
для оценки новых продуктов и услуг;
? переход на международные стандарты финансовой отчетности.
Информационная поддержка банковской деятельности, призванная
обеспечить успешное решение перечисленных стратегических
проблем, охватывает следующие направления:
? повышение конкурентоспособности на рынке банковских услуг
в условиях перестройки банковской деятельности и уменьшения
прибыльности в некоторых секторах финансового рынка;
? оперативный учет, входной контроль и долговременное хранение
наиболее полных данных о деятельности банка и его территориально
разнесенных подразделений;
? формирование бухгалтерской и аналитической отчетности
для представления во внешние организации (Центральный банк РФ,
ФНС России, учредителям и акционерам и т.п.), а также для управления
деятельностью банка;
? поддержание технологии единого информационного пространства,
в том числе относительно директивной, нормативной и справочной
информации;
? развитие технологических возможностей по доставке услуг
клиентам.
В то же время при автоматизации банковской деятельности зачастую
повторяются ошибки, которые обусловили трудности в развертывании
автоматизированных систем управления в СССР:
? некомплексный характер постановки задачи и отсутствие системного
подхода к ее решению;
? отсутствие единой технической политики;
? отсутствие в банке единого административного органа, контролирующего
и координирующего все аспекты автоматизации, или недостаточные
полномочия этого органа.
Необходимость в развитой информационной поддержке определяет
основные тенденции развития автоматизированных систем обеспечения
банковской деятельности.
Современный подход к комплексной автоматизации банковской
деятельности должен предусматривать:
? системность формирования принципов проектирования, внедрения,
сопровождения и развития автоматизированной банковской
системы, основанных на согласованной концепции;
? наметившиеся тенденции перехода от жестких закрытых систем
к открытым системам, адаптируемым к динамическим изменениям
во внешней и внутренней среде; от создания банковских систем
к формированию автоматизированных банковских технологий; от
автоматизации учета к автоматизации управления банковской деятельностью;
от автоматизации фиксированного набора функций к
автоматизации развиваемых технологий (документооборота) банковской
деятельности;
? поддержку режима реального времени при распределенной обработке
банковской информации.
Информационная поддержка финансовых институтов в рыночной экономике Кредитно-денежные и финансовые институты в России до сих пор переживают серьезные структурные изменения. Создается полноценная финансовая система, складываются новые пропорции в динамике государственного и частного секторов экономики.
Рассмотрим вопросы автоматизации и информационной поддержки, связанные с кредитными учреждениями. Традиционными задачами банков, как известно, являются привлечение средств на расчетные (текущие) счета и в срочные вклады, предоставление аккумулированных средств в ссуду на условиях платности, срочности, возвратности, а также осуществление расчетов между организациями и предприятиями.
В настоящее время круг банковских операций расширился, все чаще стирается грань между различными кредитно- финансовыми учреждениями. Появились новые требующие специфической информационной поддержки, прежде всего в части работы с клиентами, задачи.
Традиционные пассивные банковские операции состоят из расчетных и депозитных, а также операций с ценными бумагами. Банки, как правило, осуществляют расчетные операции с использованием следующих инструментов: платежных поручений, чеков, векселей, аккредитивов, банковских карточек, наличных, а также телефонных, виртуальных и других систем доставки услуг. Они привлекают средства юридических и физических лиц на срочные депозиты, текущие и расчетные счета и в ценные бумаги с различными схемами начисления процентов, в том числе в валюте.
Естественно, помимо пассивных операций осуществляется широкий набор активных операций, как кредитных, включая ссудные операции, операции с векселями, залоговые операции, так и инвестиционных (портфельных и прямых), лизинговых, трастовых, консалтинговых и др.
Отметим тенденции развития и повышения конкуренции в банковской деятельности:
? интернационализация банковской деятельности, в том числе потенциальное
проникновение зарубежных банков на российский рынок;
? открытие новых рынков капиталов, трансформировавших традиционные
системы вкладов;
? диверсификация банковской деятельности;
? возрастание сегментации потребительских групп;
? конкуренция со стороны небанковских организаций в отдельных
специфических финансовых областях;
? возрастающее влияние технологии (прежде всего автоматизации
и систем коммуникаций) на банковскую индустрию, особенно в
розничной банковской деятельности;
? постепенный переход от бумажной обработки информации к
безбумажным технологиям
? возрастание конкуренции коммерческих банков по предоставлению
услуг частным лицам;
? развитие системных банковских продуктов и услуг.
Перечисленные тенденции оказывают и будут оказывать в ближайшее время прямое влияние на развитие банковского сектора и косвенное - на развитие информационных технологий.
Трудно переоценить роль информации в современном бизнесе, особенно в банковской деятельности, так как современный подход к структуризации фирмы базируется на трех китах: бизнесе, кадрах и информационных технологиях.
Успешность реализации многих приоритетных задач банковского сектора также определяется достижениями информационных технологий. Среди них следует выделить:
? обеспечение доступности современных банковских услуг для
корпоративных клиентов и населения во всех регионах страны;
? развитие розничного бизнеса;
? реинжиниринг системы управления банковской деятельностью;
? обеспечение должного уровня транспарентности бизнеса.
Приоритетное значение имеют вопросы повышения уровня корпоративного управления. Для этих целей значимыми являются внедрение методов контроллинга и повышение информационной прозрачности банков, в том числе:
? построение эффективных процедур контроля рисков банковской
деятельности;
? оптимизация издержек внутрибанковской деятельности;
? внедрение функционально-стоимостного анализа прибыльности
для оценки новых продуктов и услуг;
? переход на международные стандарты финансовой отчетности.
Информационная поддержка банковской деятельности, призванная
обеспечить успешное решение перечисленных стратегических
проблем, охватывает следующие направления:
? повышение конкурентоспособности на рынке банковских услуг
в условиях перестройки банковской деятельности и уменьшения
прибыльности в некоторых секторах финансового рынка;
? оперативный учет, входной контроль и долговременное хранение
наиболее полных данных о деятельности банка и его территориально
разнесенных подразделений;
? формирование бухгалтерской и аналитической отчетности
для представления во внешние организации (Центральный банк РФ,
ФНС России, учредителям и акционерам и т.п.), а также для управления
деятельностью банка;
? поддержание технологии единого информационного пространства,
в том числе относительно директивной, нормативной и справочной
информации;
? развитие технологических возможностей по доставке услуг
клиентам.
В то же время при автоматизации банковской деятельности зачастую повторяются ошибки, которые обусловили трудности в развертывании автоматизированных систем управления в СССР:
? некомплексный характер постановки задачи и отсутствие системного
подхода к ее решению;
? отсутствие единой технической политики;
? отсутствие в банке единого административного органа, контролирующего
и координирующего все аспекты автоматизации, или недостаточные
полномочия этого органа.
Необходимость в развитой информационной поддержке определяет основные тенденции развития автоматизированных систем обеспечения банковской деятельности.
Современный подход к комплексной автоматизации банковской деятельности должен предусматривать:
? системность формирования принципов проектирования, внедрения,
сопровождения и развития автоматизированной банковской
системы, основанных на согласованной концепции;
? наметившиеся тенденции перехода от жестких закрытых систем
к открытым системам, адаптируемым к динамическим изменениям
во внешней и внутренней среде; от создания банковских систем
к формированию автоматизированных банковских технологий; от
автоматизации учета к автоматизации управления банковской деятельностью;
от автоматизации фиксированного набора функций к
автоматизации развиваемых технологий (документооборота) банковской
деятельности;
? поддержку режима реального времени при распределенной обработке
банковской информации.