Информационная поддержка финансовых институтов в рыночной экономике Кредитно-денежные и финансовые институты в России до сих пор переживают серьезные структурные изменения. Создается полноценная финансовая система, складываются новые пропорции в динамике государственного и частного секторов экономики.

Рассмотрим вопросы автоматизации и информационной поддержки, связанные с кредитными учреждениями. Традиционными задачами банков, как известно, являются привлечение средств на расчетные (текущие) счета и в срочные вклады, предоставление аккумулированных средств в ссуду на условиях платности, срочности, возвратности, а также осуществление расчетов между организациями и предприятиями.

В настоящее время круг банковских операций расширился, все чаще стирается грань между различными кредитно- финансовыми учреждениями. Появились новые требующие специфической информационной поддержки, прежде всего в части работы с клиентами, задачи.

Традиционные пассивные банковские операции состоят из расчетных и депозитных, а также операций с ценными бумагами. Банки, как правило, осуществляют расчетные операции с использованием следующих инструментов: платежных поручений, чеков, векселей, аккредитивов, банковских карточек, наличных, а также телефонных, виртуальных и других систем доставки услуг. Они привлекают средства юридических и физических лиц на срочные депозиты, текущие и расчетные счета и в ценные бумаги с различными схемами начисления процентов, в том числе в валюте.

Естественно, помимо пассивных операций осуществляется широкий набор активных операций, как кредитных, включая ссудные операции, операции с векселями, залоговые операции, так и инвестиционных (портфельных и прямых), лизинговых, трастовых, консалтинговых и др.

Отметим тенденции развития и повышения конкуренции в банковской деятельности:


? интернационализация банковской деятельности, в том числе потенциальное проникновение зарубежных банков на российский рынок;
? открытие новых рынков капиталов, трансформировавших традиционные системы вкладов;
? диверсификация банковской деятельности;
? возрастание сегментации потребительских групп;
? конкуренция со стороны небанковских организаций в отдельных специфических финансовых областях;
? возрастающее влияние технологии (прежде всего автоматизации и систем коммуникаций) на банковскую индустрию, особенно в розничной банковской деятельности;
? постепенный переход от бумажной обработки информации к безбумажным технологиям
? возрастание конкуренции коммерческих банков по предоставлению услуг частным лицам;
? развитие системных банковских продуктов и услуг.

Перечисленные тенденции оказывают и будут оказывать в ближайшее время прямое влияние на развитие банковского сектора и косвенное - на развитие информационных технологий.

Трудно переоценить роль информации в современном бизнесе, особенно в банковской деятельности, так как современный подход к структуризации фирмы базируется на трех китах: бизнесе, кадрах и информационных технологиях.

Успешность реализации многих приоритетных задач банковского сектора также определяется достижениями информационных технологий. Среди них следует выделить:


? обеспечение доступности современных банковских услуг для корпоративных клиентов и населения во всех регионах страны;
? развитие розничного бизнеса;
? реинжиниринг системы управления банковской деятельностью;
? обеспечение должного уровня транспарентности бизнеса.

Приоритетное значение имеют вопросы повышения уровня корпоративного управления. Для этих целей значимыми являются внедрение методов контроллинга и повышение информационной прозрачности банков, в том числе:


? построение эффективных процедур контроля рисков банковской деятельности;
? оптимизация издержек внутрибанковской деятельности;
? внедрение функционально-стоимостного анализа прибыльности для оценки новых продуктов и услуг;
? переход на международные стандарты финансовой отчетности. Информационная поддержка банковской деятельности, призванная обеспечить успешное решение перечисленных стратегических проблем, охватывает следующие направления:
? повышение конкурентоспособности на рынке банковских услуг в условиях перестройки банковской деятельности и уменьшения прибыльности в некоторых секторах финансового рынка;
? оперативный учет, входной контроль и долговременное хранение наиболее полных данных о деятельности банка и его территориально разнесенных подразделений;
? формирование бухгалтерской и аналитической отчетности для представления во внешние организации (Центральный банк РФ, ФНС России, учредителям и акционерам и т.п.), а также для управления деятельностью банка;
? поддержание технологии единого информационного пространства, в том числе относительно директивной, нормативной и справочной информации;
? развитие технологических возможностей по доставке услуг клиентам.

В то же время при автоматизации банковской деятельности зачастую повторяются ошибки, которые обусловили трудности в развертывании автоматизированных систем управления в СССР:


? некомплексный характер постановки задачи и отсутствие системного подхода к ее решению;
? отсутствие единой технической политики;
? отсутствие в банке единого административного органа, контролирующего и координирующего все аспекты автоматизации, или недостаточные полномочия этого органа.

Необходимость в развитой информационной поддержке определяет основные тенденции развития автоматизированных систем обеспечения банковской деятельности.

Современный подход к комплексной автоматизации банковской деятельности должен предусматривать:


? системность формирования принципов проектирования, внедрения, сопровождения и развития автоматизированной банковской системы, основанных на согласованной концепции;
? наметившиеся тенденции перехода от жестких закрытых систем к открытым системам, адаптируемым к динамическим изменениям во внешней и внутренней среде; от создания банковских систем к формированию автоматизированных банковских технологий; от автоматизации учета к автоматизации управления банковской деятельностью; от автоматизации фиксированного набора функций к автоматизации развиваемых технологий (документооборота) банковской деятельности;
? поддержку режима реального времени при распределенной обработке банковской информации.


Наши партнеры