Классификация бухгалтерских программ и систем
Российский рынок бухгалтерского и финансового программного
обеспечения (ПО) стремительно развивается вслед за мировым. Определить
количество фирм, занимающихся этим бизнесом, сложно:
таких фирм достаточно много. В России интерес к указанному рынку
претерпел несколько стадий.
Первая из них относится к началу перестройки. Поток персональных
компьютеров из-за рубежа сопровождался переносом ряда
программ с больших машин (мейнфреймов типа ЕС ЭВМ) и созданием
"на коленке" программ-самоделок для комплектации ими продаваемых
"программно-аппаратных комплексов", основная ценовая
нагрузка в которых падала на программное обеспечение.
Вторая стадия связана с рождением в России большого числа
коммерческих и околокоммерческих структур, которые требовали
ведения быстрой и простой бухгалтерии. Спрос рынка был удовлетворен
рядом фирм, сумевших быстро и достаточно успешно откликнуться
на потребности рынка. Среди этих фирм выделялись по степени
распространенности их продукции "1С" ("1С: Бухгалтерия"),
"Хакер Дизайн" ("Финансы без проблем"), ДИЦ ("Турбо-бухгалтер").
Многие фирмы и группы программистов разрабатывают в это время
такого рода программы под заказ. В дальнейшем наиболее успешные
из этих разработок появились на рынке, в том числе разработки фирм
"ИнфоСофт", "Паритет Софт", "Инфин", "Парус", "Атлант-Информ"
и др. Эти программы позволяли работать бухгалтерам разной квалификации,
включая и тех, кто недавно переквалифицировался из многочисленной
армии инженеров.
Третья стадия развития рынка ПО для бухгалтерского учета связана
с переходом от упрощенного учета к профессиональному. В современных
разработках серьезное внимание уделяется возможности
работы в компьютерных сетях, накоплению статистики, работе с несколькими
планами счетов, анализу финансовой деятельности. Рынок
отреагировал на эти потребности, и, анализируя его современное состояние,
можно отметить наличие большинства из указанных возможностей
в современных системах.
Для этой стадии характерны консолидация усилий и отбор в результате
конкуренции фирм, которые в наибольшей степени сумели
адаптироваться к рынку промышленного производства, распространения
и сопровождения программных продуктов бухгалтерского
профиля и их интеграции в комплексы программ, в том числе по направлениям
деятельности. Среди наиболее успешных компаний на
этом сегменте рынка выделяется компания "1С".
Четвертая стадия развития ПО для бухгалтерии связана с переходом
от чисто бухгалтерского к управленческому учету. Эта тенденция
наиболее зримо прослеживается на зарубежном рынке ПО
для крупных предприятий, но начинает проявляться и в России. Для
такого рода систем характерна интеграция в рамках автоматизированных
управленческих информационных систем, в том числе для
различных компонентов управленческой деятельности, включая
управленческий учет, управление персоналом, производством, снабжением
и сбытом (в рамках концепции контроллинга).
Итак, состояние современного рынка ПО для бухгалтерии и аудита
можно охарактеризовать как интенсивно развивающееся. Наметилась
специализация ПО по группам потребителей в зависимости от
их потребностей.
Классификация бухгалтерских программ и систем
Российский рынок бухгалтерского и финансового программного обеспечения (ПО) стремительно развивается вслед за мировым. Определить количество фирм, занимающихся этим бизнесом, сложно: таких фирм достаточно много. В России интерес к указанному рынку претерпел несколько стадий.
Первая из них относится к началу перестройки. Поток персональных компьютеров из-за рубежа сопровождался переносом ряда программ с больших машин (мейнфреймов типа ЕС ЭВМ) и созданием "на коленке" программ-самоделок для комплектации ими продаваемых "программно-аппаратных комплексов", основная ценовая нагрузка в которых падала на программное обеспечение.
Вторая стадия связана с рождением в России большого числа коммерческих и околокоммерческих структур, которые требовали ведения быстрой и простой бухгалтерии. Спрос рынка был удовлетворен рядом фирм, сумевших быстро и достаточно успешно откликнуться на потребности рынка. Среди этих фирм выделялись по степени распространенности их продукции "1С" ("1С: Бухгалтерия"), "Хакер Дизайн" ("Финансы без проблем"), ДИЦ ("Турбо-бухгалтер"). Многие фирмы и группы программистов разрабатывают в это время такого рода программы под заказ. В дальнейшем наиболее успешные из этих разработок появились на рынке, в том числе разработки фирм "ИнфоСофт", "Паритет Софт", "Инфин", "Парус", "Атлант-Информ" и др. Эти программы позволяли работать бухгалтерам разной квалификации, включая и тех, кто недавно переквалифицировался из многочисленной армии инженеров.
Третья стадия развития рынка ПО для бухгалтерского учета связана с переходом от упрощенного учета к профессиональному. В современных разработках серьезное внимание уделяется возможности работы в компьютерных сетях, накоплению статистики, работе с несколькими планами счетов, анализу финансовой деятельности. Рынок отреагировал на эти потребности, и, анализируя его современное состояние, можно отметить наличие большинства из указанных возможностей в современных системах.
Для этой стадии характерны консолидация усилий и отбор в результате конкуренции фирм, которые в наибольшей степени сумели адаптироваться к рынку промышленного производства, распространения и сопровождения программных продуктов бухгалтерского профиля и их интеграции в комплексы программ, в том числе по направлениям деятельности. Среди наиболее успешных компаний на этом сегменте рынка выделяется компания "1С".
Четвертая стадия развития ПО для бухгалтерии связана с переходом от чисто бухгалтерского к управленческому учету. Эта тенденция наиболее зримо прослеживается на зарубежном рынке ПО для крупных предприятий, но начинает проявляться и в России. Для такого рода систем характерна интеграция в рамках автоматизированных управленческих информационных систем, в том числе для различных компонентов управленческой деятельности, включая управленческий учет, управление персоналом, производством, снабжением и сбытом (в рамках концепции контроллинга).
Итак, состояние современного рынка ПО для бухгалтерии и аудита можно охарактеризовать как интенсивно развивающееся. Наметилась специализация ПО по группам потребителей в зависимости от их потребностей.